Энергосервисные контракты

СКАЧАТЬ презентацию "Энергосервисные контракты" от компании "Горизонт".

Общая информация

Суть «Энергосервисных контрактов» заключается в поставке и монтаже светильников без предварительной оплаты. Ваши стартовые вложения в проект не требуются. Предлагаемое оборудование является энергосберегающим, при этом имеет лучшие световые характеристики относительно люминесцентных и прочих ламп. Таким образом, при эксплуатации оборудования будет высвобождаться неизрасходованная электроэнергия, что приведет к меньшим фактическим затратам на оплату электроэнергии. Сэкономленные денежные средства будут направляться нам на оплату за поставленное оборудование. Средний период окупаемости – 3 года. После этого срока оборудование перейдет в собственность предприятия, и Вы будете получать чистую экономию.

Энергосервисный контракт способствует реализации 261 ФЗ в части снижения потребления ТЭР на 15% к 2015 году от базы 2009 года.

Энергосервисный контракт предусмотрен действующим законодательством. Он является наиболее приемлемым и оперативным способом внедрения светодиодных источников света на предприятиях и не требует привлечения дополнительных денежных средств со стороны заказчика, кроме тех, которые уже выплачиваются за потребленную электроэнергию.

Небольшая текстовая выдержка из официальных источников:

На сегодняшний день расходы по оплате использования ресурсов составляют около 85% от всех платежей по обслуживаю зданий и производств. Причем износ материальных активов в ряде случаев достигает по оценкам специалистов 60%. Такая картина довольно четко отражает необходимое направление движения – модернизация с уклоном в ресурсосбережение. Однако, стоимость модернизации велика, а в ряде случаев колоссальна. В данном аспекте необходим вариант, которые позволит решить проблему осуществления модернизации без привлечения собственных средств предприятий. Это особенно актуально в бюджетной сфере, так как в ряде случаев в вопросах оплаты энергии они дотационные и потенциальный перевод на самоокупаемость, что уже обсуждается, как ближайшее будущее, может подорвать всю систему. В данной ситуации уже найден выход – энергосервисный контракт.

Что такое «энергосервисный контракт»  – это наиболее эффективный в стоимостном выражении подход к энергохозяйствованию, который делает возможным для энерго-потребителя внедрение энергосберегающих технологий. В рамках данного вида отношений потребитель энергии предварительно не расходует свой капитал. Основную часть риска берет на себя энергосервисная компания, которая реализует данный проект. Все затраты на проект затем возмещаются платежами, которые производятся из полученной экономии энергоресурсов.

Согласно Федеральному закону №261-ФЗ, предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

    Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:
  1. условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
  2. условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
  3. иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

Энергосервис на Западе 

Обычно энерго-сервисная компания предлагает потребителю энергии - заказчику, целый комплекс сервиса, связанного со сбережением энергии: проектный, инженерный, технический, управленческий и финансовый. Смыслом этого сервиса является снижение затрат на энергию заказчика при сохранении эффективного использования энергии. За границей все это входит в рамки энергетического перформанс-контракта и использует различные льготы и другие финансовые стимулы, которые поощряют производителей в рамках добровольного ограничения потребления энергии (Demand Side Management = DSM).

Бюджетным организациям

С 1 июля 2016 года вступает в силу действие постановления Правительства РФ № 898 от 28.08.2015 года об установлении требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с ним, запрещается приобретать люминесцентные лампы, а также ряд других морально устаревших источников света муниципальным, государственным учреждениям и организациям. Фактически речь идет о директивном правительственном требовании приобретать светодиодные светильники.

На сегодняшний день в бюджетных организациях наблюдается самое замедленное внедрение светодиодных светильников относительно других участников рынка. И составляет на июнь 2016 года не более 4% от общего фонда осветительных устройств. Учитывая, что деньги по бюджетной статье на обновление основных средств выделить в нынешнее время будет очень сложно, если не невозможно, остается один вариант, как произвести замену светильников. Речь идет об энергосервисном контракте. Расходы на электричество, проходимые в прошлом по статье «Коммунальные расходы», можно сохранить в тех же лимитах при реализации энергосервисного контракта. При этом, энергосервисный контракт также можно проводить по статье «Коммунальные расходы», что гарантирует состоятельность в платежеспособности перед исполнителем.

Более того, Правительство разрабатывает план-график по замене до 75% светотехнических устройств в бюджетных организациях до 2020 года. Энергосервисный контракт предусмотрен действующим законодательством. Он является наиболее приемлемым и оперативным способом внедрения светодиодных источников света и не требует привлечения дополнительных денежных средств со стороны заказчика, кроме тех, которые уже выплачиваются за потребленную электроэнергию. Также Энергосервисный контракт способствует реализации 261 ФЗ в части снижения потребления ТЭР на 15% к 2015 году от базы 2009 года.

Расходы на энергосервис можно учитывать как коммунальные услуги. Об этом говорят следующие разделы документов и документы:

1. 72 статья Бюджетного кодекса РФ: Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

2. Письмо Минфина РФ от 12 октября 2012 г. №02-05-10/4254 «Об отражении расходов на оплату энергосервисных контрактов, предусматривающих осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов»: затраты на оплату услуг энергосервисной компании отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги».

Актуальная информация

Светотехническая отрасль резким рывком шагнула вперед за последние 2 года. Ни для кого уже не ново светодиодное энергосберегающее оборудование. Оно верно и бескомпромиссно становится неотъемлемой единицей хозяйственного процесса. О преимуществах можно говорить долго и, безусловно, уже не осталось сомнительных аргументов против светодиодных технологий. Самые значимые преимущества – это высокая энергоэффективность и длительный срок службы. Когда-то, в 2011 году, на заре появления этих технологий стоимость продукции была непомерно высока. Во второй половине 2016 года стоимость светодиодной продукции снизилась ниже уровня люминесцентных ламп. Да, да, здесь не ошибки¸ по всем основным позициям можно констатировать цену ниже люма. При этом, срок службы люминесцентных ламп в 3-4 раза меньше светодиодных. А потребление электроэнергии в 2 раза выше. Очевидно, что при таких условиях, неизбежен процесс замены существующего освещения на светодиодное. Как это сделать?

Многие компании, обладающие достаточным собственным капиталом, уже произвели замену освещения. Многие ещё только планируют это мероприятие. Но что же делать тем, у кого нет свободных денег для реализации инвестпроекта по оперативной замене парка светильников? Конечно, можно менять поэтапно, мелкими партиями. Но эффективно ли это? Вот здесь необходимо упомянуть о ещё одном, альтернативном варианте, которому как раз и посвящен этот раздел. А именно об Энергосервисном контракте. Энергосервисный контракт предусматривает, что его исполнитель произведет комплекс работ, направленных на оптимизацию энергозатрат заказчика. Речь идет об оперативной поставке энергоэффективной техники, в данном случае светильников, а также оказанию услуг по её монтажу. При этом, стартовые вложения заказчика не требуются, т.е. не нужно никакой предварительной оплаты. При эксплуатации оборудования будет высвобождаться неизрасходованная электроэнергия, что приведет к меньшим фактическим затратам на оплату электроэнергии. Сэкономленные денежные средства будут направляться исполнителю на оплату за поставленное оборудование. Срок окупаемости сильно зависит от суточной продолжительности работы светильников и может колебаться от 7 месяцев до 4 лет. В среднем он составляет 1,5-2 года. После этого срока оборудование перейдет в собственность заказчика, и он будет получать чистую экономию. Мы говорим о полной окупаемости проекта за 1,5 года, без необходимости дополнительных вложений. Такие цифры стали возможными только сейчас, когда стоимость светильников значительно снизилась. Это и есть ответ на вопрос, каким путем пойти при замене светильников. Не стоит забывать, что откладывая вопрос реализации энергосервисного мероприятия, Вы вынужденно несете издержки более чем в 2 раза превосходящие необходимые. А вернувшись к этому вопросу через год, поймете, что к этому моменту светильники могли бы уже быть в Вашей собственности.

Сроки реализации энергосервисного мероприятия зависят от масштабов объекта, но не превосходят 2 месяца, в которые входят поставка оборудования и его монтаж. Удорожание конечной стоимости светильников, выкупленных через энергосервисный контракт, составляет ориентировочно 25% в год. 

Нормативно-правовые акты